ПРОЧИСТКА КАНАЛИЗАЦИИ

Москва и Подмосковье

Круглосуточно! Звоните!

+7 (495) 742-78-78

Круглосуточно! Звоните!

+7 (495) 742-78-78

Интересные факты о канализационных люках

канализационный люк

Из истории канализационных люков

Канализационный люк – привычный городской «житель», без которого сегодня невозможно представить себе ни одну улицу. Такие люки защищают смотровые колодцы от повреждений, а пешеходов — от травм, связанных с возможным падением в колодец. Кроме того, они исключают несанкционированный доступ к подземным коммуникациям. Однако всего лишь немногим более сотни лет назад канализационных люков, как и самой канализации, ни в Москве, ни в других городах России не было и в помине. Первые люки появились в России в 1900-е годы в связи с необходимостью подземной прокладки телефонных линий, и только в 30-е годы 20-го века в Москве и Петербурге была проложена городская канализация. С появлением подземных коммуникаций возникла и необходимость в смотровых колодцах, которые стали закрываться чугунными люками. Круглые и массивные, они выпускались практически на каждом литейном заводе и занимали важное место в перечне производимой продукции наряду с трубами, оградами, фонарями и т.п.

Почему канализационные люки круглые?

Канализационные люки традиционно имеют круглую форму, поскольку соответствуют форме шахты, которую закрывают. Такие люки никогда не провалятся в колодец, кроме того, во избежание непроизвольного открытия во время движения автотранспорта им полагается быть увесистыми. Поэтому канализационные люки, как правило, отливают из чугуна. Кабельные сети обычно защищены сразу двумя люками – нижним запорным, снабженным замком, и верхним чугунным. Ребристая поверхность люка обеспечивает лучшее сцепление подошв обуви пешеходов и колес автомобилей с поверхностью дороги.

Что скрывает канализационный люк?

Чтобы понять, что именно скрывается под канализационным люком, нужно внимательно посмотреть на маркировку, нанесенную на его поверхность. Вот некоторые обозначения.

Зачем воруют канализационные люки?

Как это ни парадоксально, но канализационные люки, защищая подземные канализации от повреждений и несанкционированного проникновения, нередко и сами нуждаются в защите! Случаи воровства этих приспособлений происходят достаточно регулярно. Городских вандалов привлекает чугун — прочный, надежный и устойчивый к коррозии металл, из которых сделаны люки. Он высоко ценится при сдаче на металлолом, поэтому чугунные люки становятся объектами хищения во многих крупных городах мира. Так например, в Калькутте (Индия) мостовые города однажды в течение двух месяцев остались практически без люков. Власти города заменили их на бетонные, однако и это не помогло — новые люки были также похищены! Очевидно, за неимением лучшего воришки использовали использованную при их изготовлении металлическую арматуру, которую также можно сдать на металлолом.

В 2004 году волна воровства городских люков и водосточных решёток прокатилась по улицам Пекина. В общей сложности было похищено 24000 металлических защитных приспособлений! При этом воришкам удалось заработать на них не меньше 96000 долларов — китайские дельцы, собирающие металл для последующей переплавки, дают за каждый чугунный люк около 4 долларов.

Воровство канализационных люков – постоянная головная боль и для городских властей Лондона. Свидетельство тому — статистика краж в одном районе. Только в Ньюхаме за год с городских улиц исчезает бесследно около 200 люков и решеток дождевой канализации!

Единственным методом борьбы с городским вандализмом на сегодняшний день является установка люков с петлями и замками. Многие производители уже перешли на выпуск подобных приспособлений.

Канализационные люки — предмет творческого вдохновения!

Такое сугубо прозаическое, казалось бы, приспособление, как канализационный люк, для многих является источником вдохновения. В 2000-2001 годах в Москве был запущен творческий проект «Канализации всех стран, соединяйтесь!» В рамках проекта на всеобщее обозрение были выставлены фото оригинальных канализационных люков из разных городов мира. Среди них можно было увидеть не только круглые, но и треугольные люки из США, а также японские люки с веселыми аппликациями и прочие нетрадиционные изделия.

И все-таки они срываются!

Несмотря на то, что чугунные люки весят от 50 до 100 кг и сдвинуть их с места достаточно проблематично, иногда это все-таки происходит! В частности, такое случается при движении гоночных болидов. В связи с особой конструкцией автомобилей между дорогой и днищем создается очень низкое давление воздуха, которое способно поднять канализационный люк. После нескольких несчастных случаев, произошедших на гонках, организаторы стали перед проведением соревнований приварить люки к ободкам колодцев.