ПРОЧИСТКА КАНАЛИЗАЦИИ

Москва и Подмосковье

Круглосуточно! Звоните!

+7 (495) 742-78-78

Круглосуточно! Звоните!

+7 (495) 742-78-78

Super Mario: сантехник, которого знает весь мир

Super_mario
Коренастый усатый мужчина, одетый в ярко-красную спецовку и такую же кепку с огромной буквой «М», — персонаж, знакомый всем геймерам, которые хоть раз брали в руки джойстик от знаменитых в 90-е консолей Nintendo, Sega и Dendy. Несмотря на то, что возраст Супер Марио для персонажа игр весьма солиден, он с удовольствием продолжает спасать принцесс и громить канализационных монстров в лабиринтах труб. С примитивных картриджей обаятельный сантехник давным-давно перекочевал на диски для ПК и экраны плазменных телевизоров, а атрибутика с его изображением по-прежнему пользуется огромной популярностью у детей и взрослых по всему миру. При этом мало кто знает подлинную историю этого веселого водопроводчика и его приключений в канализации.

Mario-donkey-kong
Марио из самой первой игры

От игровых автоматов к консолям

Первоначально Марио вовсе не лазил по канализации в поисках возлюбленной, не прыгал по черепахам и не появлялся под задорную мелодию из труб на новом уровне игры. Более того — этот персонаж даже не был сантехником. Создатель Марио, Сигеру Миямото, в далеком 1981 году бывший восходящей звездой среди разработчиков игр, наделил его профессией плотника. Именно он сделал облик неунывающего итальянца таким, каким он знаком нам сейчас.

Миямото мечтал создать универсального героя, который с легкостью бы кочевал из игры в игру, был запоминающимся, ярким и легкоузнаваемым. Для того чтобы Марио был заметнее, разработчик одел его в ярко-красную спецовку. Этот образ дополнили пышные усы, большие круглые глаза и нос картошкой. Завершающим штрихом стала огромная кепка: ее на будущего победителя канализационных монстров Миямото надел лишь затем, чтобы не утруждать себя разработкой прически, а своих программистов — проработкой анимации волос героя во время многочисленных прыжков.

Игровой автомат

Имя для нового персонажа было выбрано абсолютно случайно. Эта история до сих пор считается своеобразной легендой. Изначально Марио звали Jumpman, и, если японские геймеры были готовы играть за такого персонажа, то на американском рынке абстрактный Прыгун вряд ли имел бы ошеломительный успех. Озарение пришло к руководителю американского подразделения компании Nintendo Минору Аракава совершенно случайно: во время совета директоров, проходившего в офисе компании, в зал ворвался маленький усатый человечек, который был в ярости. Бурно жестикулируя и угрожая создателям самых известных в мире игр всевозможными карами, он требовал выплаты давно просроченной арендной платы за помещение. Звали его Марио Сигали. Видимо, на Аракаву его темперамент произвел столь глубокое впечатление, что нового персонажа решили назвать в честь арендодателя.

Еще под псевдонимом Jumpman в 1981 году Марио дебютировал в игре Donky Kong, созданной для игровых автоматов. Задачей главного героя было, конечно же, спасти принцессу, которую похитил коварный Кинг-Конг. Декорациями пока была не канализация, а некое мрачное место, где на пути к своей главной цели Джампмен перепрыгивал через различные препятствия, собирал монетки и ловко взбирался по лестницам.

В 1983 году вышла Donkey Kong Junior, где уже Марио выступал в качестве злобного похитителя: согласно задумке разработчиков, хитрый Прыгун похитил младшего брата Кинг-Конга (видимо, для того, чтобы отомстить за возлюбленную), а гигантская обезьяна отправилась ему на выручку. Проект был столь успешен, что корпорация Nintendo Entertainment System решила перенести Марио в канализацию Нью-Йорка, кишевшую различной живностью и гигантскими грибами. Принцессу Грибного королевства, красавицу Пич, нужно было спасти от злобного Боузера — огромной получерепахи-полудракона. Естественно, приспешники главного злодея всячески мешают оптимистичному сантехнику, ловко карабкающемуся по трубам, но при должной сноровке игрока добро все-таки побеждает зло. Игра называлась Mario Bros.  Марио сражался за принцессу уже не один. С этого момента неизменным спутником главного героя стал его брат Луиджи, одетый в униформу зеленого цвета.

Триумф победителя канализационных монстров

скриншот игры Mario Bros

Несмотря на то, что мультиплеер был внедрен в популярный игровой мир уже в 1983 году, настоящим триумфом братьев Марио стал выход игры Super Mario Bros в 1985-м. Именно она стала культовой и впоследствии вошла в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая продаваемая игра для консоли в истории. Секретом популярности приключений братьев Марио стал хитрый маркетинговый ход разработчиков: картридж поставлялся в комплекте с приставкой NES, известной в России как «Денди», что позволило познакомить с Марио максимальное количество геймеров. Именно Super Mario Bros положила начало такому жанру компьютерных и консольных игр, как платформер: здесь нужно передвигаться по уровню слева направо, собирать бонусы в виде монет или других вещей для увеличения количества жизней и получения дополнительных способностей, использовать множество секретных проходов и, конечно же, бесконечно прыгать.

Сюжет игры предельно прост: в сопровождении Луиджи (если игроков два) или в одиночку Марио бодро передвигается по лабиринтам канализационных труб, весело давит вражеские грибы, разбивает кирпичи, собирает монетки и питается опять же грибами, которые добавляют ему суперсилу. По пути герой забегает в различные замки, где сражается с Боузером за принцессу, но после победы сантехника ждет разочарование. Принцесса превращается в друга Марио, гриба Тода, который благодарит Марио за геройство и говорит, что его возлюбленная находится в другом замке. Спасти ее удается только в финальной битве, которая состоится после прохождения всех уровней.

Игра вытеснила с рынка практически всех конкурентов. Это был несомненный триумф, и к сантехнику Марио пришла мировая известность. Следующие пять лет были очень успешными для корпорации Nintendo: Марио продолжал бегать по канализации в новых играх, принося баснословную прибыль разработчикам. Первым продолжением культового платформера стал Super Mario Bros. 2, вышедший только в Японии. Сюжет в ней не изменился, но игра стала сложнее и предлагала новые уровни.

В США и Европе под тем же названием — Super Mario Bros. 2 — был переиздан популярный платформер компании Fuji. Главных героев Doki Doki Panic заменили на братьев-сантехников, Принцессу Пич и гриба Тода, несколько усовершенствовали графику и представили на суд широкой публики. Несмотря на то, что игру создавал уже не Сигеру Миямото, она получилась весьма достойной.

TD166

Между тем «отец» консольного усача в красной кепке бездействовал недолго: за второй частью последовала третья — Super Mario Bros. 3. Функционал главного героя был максимально расширен: теперь, переодеваясь в разные костюмы, найденные во время скитаний по трубам, Марио мог превращаться в статую, метать молот, плавать и даже летать. Благодаря узнаваемому саундтреку и оригинальной графике, платформер был признан лучшей игрой, созданной для приставки «Денди».

Следующим шагом корпорации Nintendo стал выпуск двух черно-белых мини-игр для портативной консоли Nintendo GameBoy, которые тоже имели огромный успех. Над их разработкой трудился Гунпей Йокой — создатель GameBoy. Но продолжение легендарного платформера инженеру не доверили: разработкой Super Mario World снова занялся «отец» Марио — Миямото. Стоит отметить, что к этому времени у путешественника по канализациям появился очень серьезный конкурент — боевой и весьма интересный персонаж от компании Sega, еж Соник. Поэтому в Nintendo стремились форсировать события и не только выпустить продолжение как можно скорее, но и сделать его как максимально динамичным.

warioland1

Объем продаж вышедшего в 1991 году Super Mario World в несколько раз превысил продажи двух игр о приключениях Соника. Теперь лихой сантехник, подобно герою боевика, стрелял файерболами, а еще он обзавелся новым другом — динозавриком Йоши, который не только возил Марио на спине, но и захватывал врагов языком, помогая герою в достижении главной цели — спасению принцессы. Йоши настолько полюбился геймерам, что продолжение истории Марио было полностью посвящено ему: в Super Mario World 2: Yoshi’s Island динозаврик несет на себе водопроводчика, плюется семенами во врагов, превращается в подводную лодку и делает многое другое. К сожалению, игра не была особо востребованной, ведь год ее выпуска — 1995 — совпал с презентацией легендарной Sony Play Station, так что все внимание целевой аудитории было приковано к новинке.

В 1996 году вышла новая консоль — Nintendo 64. Несмотря на то, что разработанный специально для этой приставки Super Mario 64 стал едва ли не легендой в истории видеоигр, соревноваться в популярности с Sony Play Station было практически невозможно. Консоли на картриджах постепенно уходили в прошлое, но и забыть Марио было не так просто. Продолжение популярной саги создали уже для новой Nintendo GameCube. Графика была на высоте, Марио получил новые возможности и оборудование. Хотя разработчики решили отказаться от привычных для канализационного мира деталей — грибов и хищных цветов, игра разошлась тиражом в 5 миллионов экземпляров.

Марио — мастер на все руки

Марио — мастер на все руки Популярность созданного Сигеру Миямото сантехника и его канализационного мира с оригинальными героями и злодеями привела к тому, что к середине 90-х Марио ассоциировался уже не столько с платформерами, сколько с видеоиграми в целом. Из окружения труб и грибов очаровательный усач перекочевал и в другие жанры, причем переход был весьма успешным. Марио продемонстрировал всему миру, что он умеет не только спасать принцесс, но и отменно играет в хоккей, пейнтбол, теннис, футбол подобно лучшим гонщикам «Формулы 1» гоняет на небольших автомобилях — картах и побеждает на ринге таких известных персонажей, как покемоны, Соник, Данки Конг (тот самый родственник Кинг-Конга). Все игры выходили на новой разработке Nintendo — приставке Wii, которая и сегодня считается основным конкурентом Sony Play Station 3.

Поклонникам ретро-стиля разработчики предложили оригинальные серии Mario & Luigi и Paper Mario, о которой стоит сказать подробнее. Она представляет собой нечто совершенно оригинальное — уникальную игру на стыке популярного жанра RPG и уже сдающего свои позиции платформера. Разработчики предоставили геймерам уникальную возможность переключения между 2D- и 3D-режимами. Теперь Марио в «бумажном» варианте 2D мог буквально просачиваться в особенно узкие щели, а в объемном режиме были прекрасно видны разгадки головоломок и шарад, которые приходилось преодолевать герою на пути к победе. Что делает Марио в игре? Конечно же, спасает принцессу! А как же иначе, ведь обаятельный сантехник, подтверждая репутацию своих соотечественников, полон сил и готов сокрушить своих врагов ради прекрасной пленницы!

mario-e-luigi-superstar-saga

Из последних разработок Nintendo выделяется серия мини-игр Mario Party, идеально подходящая для развлечений в шумной компании. Небольшие, но весьма оригинальные, они помогут поддержать соответствующую атмосферу на любой вечеринке.

Конечно, выпустив десяток мини-игр, корпорация Nintendo пришла к выводу, что пора остановиться: пока интерес пользователей к такому формату приключений знаменитого сантехника не иссяк, поклонники по всему миру с нетерпением ждут выхода новых приключений любимого персонажа.

Super-Scope
Братья Марио в кино

Супер Марио — настоящий феномен в мире видеоигр, на приключениях которого выросло не одно поколение. Фанатская любовь к этому персонажу столь велика, что популярностью пользуются не только одноименные игры, но и различная атрибутика с соответствующей символикой. В продаже можно встретить футболки, кружки, значки, плакаты, с которых улыбается оптимистичный водопроводчик, ставший символом целой игровой эпохи, и даже фигурки любого размера в виде Марио. Особенно смелые поклонники делают татуировки, украшая свое тело как детализированным портретом самого знаменитого сантехника, так и копируя несколько примитивную графику первых платформеров. При этом фанатам совсем не важно, будет ли легендарный Марио в новых играх пробираться по мрачной канализации или наводить страх на своих врагов под солнцем какого-нибудь из фантастических миров, созданных разработчиками, главное, чтобы он оставался самим собой — жизнерадостным сантехником с пышными усами и носом картошкой. Именно таким Марио запомнился миллионам геймеров по всему миру, а те, кто никогда не брал в руки джойстик ни одной популярной консоли, наверняка знают его по одноименному фильму и мультсериалам. В свою очередь, мы от души надеемся, что даже еще одно тридцатилетие спустя этот харизматичный персонаж по-прежнему будет любим и популярен!